Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием

Определение дизартрии

Чтобы начать изучать проблему, нужно знать ее определение. Дизартрией называется такой вид речевого нарушения, при котором у ребенка наблюдается неправильная артикуляция, сбивается ритм разговора, а сама речь (в тяжелых случаях) приобретает бессмысленный и эмоциональный характер. Окружающие (прежде всего, родители), перестают понимать ребенка. Причины дизартрии связаны с наследственностью и нарушениями во время внутриутробного развития плода:

  • Токсикоз матери во время беременности;
  • Резус-конфликт матери и ребенка;
  • Осложнения во время родов;
  • Асфиксия;
  • Гипоксия;
  • Недоношенность и т.д.

Помимо этого, отклонение развивается на фоне заболеваний, которые были перенесены ребенком уже после рождения:

  • Желтуха;
  • Гидроцефалит;
  • Менингит и другие воспаления головного мозга;
  • Отравление организма;
  • Отек головного мозга;
  • Травмы головы.

Когда родители начинают замечать, что у ребенка существуют проблемы с речью, они начинают искать причины во внешних заболеваниях и в себе, так как они считают, что не смогли защитить ребенка от этого. Но надо помнить, что данное заболевание может возникнуть и по независящим от них причинам. Если она появляется во время внутриутробного развития, ни один врач не сможет ее предугадать. Поэтому все, что требуется от родителей – это не затягивать с походом к врачу, когда болезнь обнаружится.

Описание патологии, отличие стертого вида

Заболевание свойственно для дошкольников. Проводились исследования в специальных логопедических группах дошкольных учреждений, где выявлен дизартрический компонент у 50% детей с ОНР (общим недоразвитием речи) и 35% с ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие). Изучением болезни занимались многие логопеды-дефектологи: Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, О. В. Правдина, Р. И. Мартынова, Е. Ф. Соботович. Термин «стертая дизартрия» был изменен в послесоветское время на МДР (минимальное дизартрическое расстройство).

Органы артикуляционного аппарата оснащены нервными волокнами, клетками, передающими или принимающими сенсорные импульсы, за счет чего происходит правильное произношение звука. При дизартрии иннервация ослаблена, недостаточна для четкого говорения. Патология имеет несколько видов, отличающихся по степени тяжести, вовлеченности органов речевого аппарата.

Вид дизартрии Основные отличия
Стертая Нарушено движение артикуляционных органов, недоразвита мелкая и общая речевая моторика, дефекты произношения нечетки, имеют стертую форму.
Выраженная Нарушения проявляются в произношении, построении, осмыслении речи. Изменен голос, тембр, ритм, интонационная выразительность отсутствует. Трудно понять, о чем говорит малыш.
Анартрия Происходит паралич речевых органов: языка, гортани, губ, глотки, что сказывается на возможности говорения. Ребенку трудно произнести звук. Редко отмечается нарушение глотания.

В зависимости от локализации поражения, выделяют несколько форм патологии:

  • Псевдобульбарная. Нарушается из-за врожденных или перенесенных в детстве инфекционных поражений головного мозга. Заметить патологию можно с грудного возраста: малыш плохо берет соску, не может сосать грудное молоко, амимия лица, нарушено глотание, повышено слюноотделение. В дошкольном и школьном возрасте псевдобульбарная форма характеризуется нарушением речевого дыхания, непроизвольными движениями, неровностью голоса, монотонной речью, язык напряжен, отодвинут кзади. Выделяют легкую, среднюю и тяжелую форму.
  • Корковая. Нарушена моторика артикуляционного аппарата. Детям трудно переключиться с одного звука на другой. При отдельном произношении речь четкая, в потоке возникают замены, трудности в сочетании согласных. Схожа патология с дислалией.
  • Мозжечковая. Наблюдается у малышей нечасто, характеризуется отрывистыми звуками, скандированием (выкриком) отдельных звуков.
  • Подкорковая. Характерны гиперкинезы (непроизвольность движений мышечной мускулатуры лица, речевого аппарата), нарушение мышечного тонуса.  Связана с поражением подкорковых узлов головного мозга. У детей с подкорковой дизартрией развито говорение, малыш может играть, произносить слова, предложения. Внезапно в результате артикуляционного спазма малыш замолкает, не может ничего сказать. Язык становится напряженным, при попытках говорить прорываются гортанные звуки.
  • Бульбарная. Название связано с очагом болезни − продолговатым мозгом, имеющим луковичный вид (bulbus − луковица). Причина в травматическом, опухолевом или воспалительном процессе. В результате у человека повреждается несколько нервов, отвечающих за говорение: подъязычного, блуждающего, языкоглоточного, реже − лицевого, тройничного. Отличительным признаком является затрудненное глотание жидкой, пережевывание твердой пищи, паралич мышц.

Первая степень дизартрии носит также название стертой. Это определение было дано из-за симптомов, которые сопровождают легкую форму дизартрии. Проявляется это в том, что при непрерывном разговоре некоторые слоги и слова ребенок начинает пропускать, то есть «стирать» их. В то же время, единичные слова он произносит вполне отчетливо.

Причиной стертой дизартрии служат небольшие очаги поражений головного мозга. Соответствующий диагноз ставится ребенку в возрасте около 5 лет, когда становится понятно, что речь ребенка «отстает» от речи сверстников. Другими симптомами стертой дизартрии являются неловкие движения и слабая мимика. Сильнее всего заболевание проявляется в нарушении мелкой моторики, когда ребенку трудно выполнять несложную работу: застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

После воспаления мозга у ребенка может развиться другая форма дизартрии, которая носит название псевдобульбарной. Она проявляется в виде нарушений речевой моторики, сосательного рефлекса и глотания. Ребенок с этой формой дизартрии говорят медленно и тихо, испытывая наибольшие проблемы с произношением шипящих и сонорных звуков. При этом смысл речи и порядок слов не нарушаются.

Описание патологии, отличие стертого вида

В подавляющем большинстве случаев дизартрия является болезнью, сопутствующей детскому церебральному параличу и основана на органическом поражении центральной нервной системы. Нарушение происходит еще во внутриутробном периоде жизни плода или является следствием родовой травмы.

Приобретенная патология в раннем детском возрасте обусловлена перенесенными острыми инфекционными заболеваниями, такими как: энцефалит, острый гнойный отит, менингит, тяжелая травма головы.

У взрослого человека стойкое нарушение речи возникает после инсульта или черепно-мозговой травмы, а также может быть вызвано наличием опухолей в головном мозге, развивающимися болезнью Паркинсона или рассеянным склерозом.

Для успешной коррекции речевых расстройств необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Системный принцип сочетания различных методов.
  • Регулярность проведения занятий.
  • Начало восстановления речевых функций незамедлительно после их диагностики.
  • Восстановление всех составляющих речи одновременно (связанность, артикуляция, правильная грамматика).
  • Коррекция психического состояния человека в целом.
  • Формирование стимулов к проведению лечения, индивидуальность занятий.

Своевременность коррекции особенно важна в случаях развития дизартрии после инсультов и черепно-мозговых травм и врожденных аномалиях речи при ДЦП. Очень важна целенаправленность и последовательность прилагаемых усилий, ведь лечение может продлиться в течение нескольких лет.

Главными методами устранения речевой дизартрии являются:

  • устранение голосовых нарушений;
  • постановка правильного речевого дыхания;
  • формирования фонематического приятия;
  • развитие мимической моторики и артикуляции;
  • правильная постановка звуков;
  • развитие моторики рук.

На подготовительном этапе коррекции происходит устранение вторичных проявлений болезни, препятствующих произношению звуков: повышенного слюноотделения и атрофии мышц.

Следующим шагом становится верная постановка отдельных звуков, слогов и слов. На заключительной стадии основной задачей является вовлечение больного в продуктивное общение.

Мышцы оральной области тренируются простыми навыками жевания, которые у больных вследствие инсульта (а также при других нарушениях нервной системы) могут быть утрачены. Человека попросту учат жевать заново, то одной, то другой стороной рта.

В случае присутствия у ребенка, старшей возрастной группы, сосательных движений, врач может механически им препятствовать, например, зафиксировав язык рукой в перчатке или шпателем. В целях устранения слюнотечения ребенка учат сглатывать слюну.

Научить человека разговаривать заново или просто говорить правильно, очень тяжелая задача, по-сути, у больного должен быть выработан новый условный рефлекс. В коррекции заболевания недостаточно использовать методы подражания звукам, произносимым врачом.

Логопеды чаще прибегают к механическому воздействию на речевой аппарат, используя руки или специальные приспособления (шпателя, ложки) для придания органам нужной постановки (позы).

Помимо механического воздействия происходит изменение произносительной составляющей речи больного (ударение, темп, интонация, ритм), которая заключается в следующем:

  • соотношение самой речи с другими составляющими психики личности пациента;
  • развитие произносительной части речи включает в себя много различных компонентов: моторику, произношение, артикуляцию;
  • коррекции подлежат не только сами дефекты, воздействие оказывается на причины, их вызвавшие.

В лечении дизартрии используются все виды логопедических массажей, которые можно выполнять и в домашних условиях.

  1. отличия в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациях;

  2. развитие понятия выразительности речи посредством интонаций.

Фонетическая составляющая речи корректируется посредством назначения лекарственных средств, стабилизирующих работу нейронов мозга. Одновременно назначаются лечебный массаж, иглоукалывание и физиолечение.

Использование медикаментозного лечения (ноотропы) применяется для активации мозговой деятельности, а именно:

  • повышения способности к обучению;
  • развитию когнитивных (познавательных) навыков;
  • улучшению способности к запоминанию;
  • активизации умственной деятельности.

Широко применяются такие препараты как ноотропил, фенибут и кортексин. Для нормализации мозгового кровообращения и устранению кислородного голодания прописывается цинназирин. Хорошо проявили себя в лечении заболевания пирацетам и финлепсин. В качестве вспомогательной терапии пациентам выписывается Магний В6.

Дизартрия у детей встречается в 5% случаев. Ее возникновению способствуют такие факторы:

  • Гипоксия. Легкая или тяжелая нехватка кислорода плоду в процессе беременности и во время родов.
  • При резус-конфликтной беременности.
  • Недоношенность. Появление на свет ребеночка раньше срока.
  • Асфиксия.
  • Травмы при родах.
  • Длительная желтуха новорожденных. Гемолитическая болезнь, в которой может развиться также ядерная желтуха.
  • Заболевания головного мозга (менингит, энцефалит, опухоли, черепно-мозговые травмы).
  • Гнойный отит.
  • Токсикоз при вынашивании.
  • Физиологические заболевания мамы. Часто малышам передаются токсические вещества, вырабатывающиеся в результате заболеваний мамы во время беременности. Особенно это опасно в первый триместр.
Читайте также:  Блефарит век: симптомы и лечение глаз у взрослых и детей

Это основные причины внутриутробного поражения нервной системы плода. Но также дизартрия может развиться в результате сложностей в раннем возрасте. К причинам возникновения такой болезни в раннем возрасте относят:

  • Нейроинфекции. Перенесенные инфекции головного мозга (менингит и энцефалит) в младенчестве.
  • Гидроцефалия. Воспаление оболочек или перенесенные травмы головного мозга.
  • Тяжелые интоксикации. Они возникают в результате внутренних процессов в организме (инфекционные заболевания), а также внешних воздействий.
  • ЧМТ. Черепно-мозговая травма в возрасте до 3-х лет.

Медиками доказано, что у детей развитие этой патологии связано и с наличием ДЦП. Важно приводить малыша на плановые осмотры специалистов, чтобы не пропустить заболевание.

Конечно же, всех мам и пап интересуют причины речевой аномалии. Они бывают врожденными и приобретенными. К первой группе причин дизартрии относятся.

  • токсикозы во время беременности;
  • гипоксия плода;
  • резус-конфликт нередко провоцирует развитие дизартрии у ребенка;
  • патологии соматического характера, которыми страдает мать;
  • сложные роды с травмами или асфиксией;
  • рождение раньше срока.
  • травмы головы;
  • менингит и ему подобные заболевания инфекционного характера;
  • «водянка» головного мозга (гидроцефалия) может привести к дизартрии у детей;
  • отит гнойного типа;
  • серьезные интоксикации организма.

Все вышеприведенные ситуации могут стать причиной нарушения речи. Поэтому если имеются факторы риска, нужно быть начеку и при первых же подозрениях обращаться к доктору. Болезнь нельзя запускать. Ранняя диагностика обычно дает право надеяться на то, что от проблемы не останется и следа.

В зависимости от места поражения специалисты различают несколько видов дизартрии. Каждый из них имеет свои специфические проявления. Выделяют:

  1. Корковую форму. При ней поражены участки коры головного мозга, которые отвечают за артикуляцию. Характерный симптом: ребенок правильно доносит структуру слова, а произношение хромает.
  2. Бульбарную дизартрию. Затронуты точки в продолговатом мозге, из которых выходят подъязычный нерв, языкоглоточный, тройничный, блуждающий и лицевой. Ребенку зачастую трудно глотать. Разновидностью данной формы является скрытая дизартрия. Она характеризуется не слишком выраженной «скованностью» речевого аппарата. Выявить патологию непросто – требуется тщательное обследование.
  3. Псевдобульбарную дизартрию. При ней поражаются участки проводящих путей, в медицине называемые корково-ядерными. Характерная особенность – монотонная речь.
  4. Мозжечковую дизартрию. При данной разновидности патологии объектом поражения становится мозжечок.
  5. Подкорковую форму. Патология затрагивает подкорковые участки мозга, которые «курируют» формирование речи. При таком диагнозе ребенок говорит «в нос». Речь его смазана.
  6. Смешанный тип. Чаще всего становится следствием травм головы, полученных ребенком в раннем возрасте. Данный вид дизартрии речи объединяет в себе симптомы некоторых других.

Особняком стоят такие типы заболевания, как холодовая и паркинсоническая. Их мы не рассматриваем, поскольку данные формы дизартрии детям несвойственны. Они обычно развиваются у взрослых на фоне различных заболеваний.

Успех борьбы с дизартрией зависит от того, на какой стадии находится болезнь. Степеней различают три. А именно:

  1. Легкая дизартрия. При ней грубых нарушений речи не имеется, но звуки произносятся нечетко и «в нос». Моторные проявления незначительны. Может немного подтекать слюна. Другое название этой стадии — стертая дизартрия.
  2. Средняя степень. Голос звучит очень тихо, речь крайне неразборчивая. Мимика практически отсутствует. Сильно подтекает слюна.
  3. Тяжелая, или дизартрия 3 степени. Ребенок не говорит вообще. Фиксируется повышенное слюноотделение, сложности с жеванием. Глотать и сосать ребенку тоже тяжело.

Иногда от специалистов можно услышать такое понятие, как дизартрический компонент. Это означает, что присутствуют незначительные отклонения в произношении звуков. О настоящей дизартрии речь не идет.

К утешению родителей, столкнувшихся с проблемой, следует сказать, что лечится дизартрия достаточно успешно. Но придется запастись терпением и помощь оказывать комплексную. Только лишь одно педагогическое или медикаментозное лечение большого результата не принесут.

  • Актовегин;
  • Глиатилин;
  • Глицин;
  • Магне В6;
  • Пантогам;
  • Пантокальцин.
  • проводить показанную при дизартрии артикуляционную гимнастику;
  • развивать мелкую моторику;
  • формировать правильную речь
  • улучшать речевую коммуникацию.

Выявление дизартрии

Дизартрия с нормальным психофизическим развитием у ребенка проявляется в виде следующих симптомов:

  • Невнятная, однотонная и неразборчивая речь;
  • Повышенное слюноотделение;
  • Расслабленность губ и языка;
  • Искажение звуков;
  • «Носовая» речь;
  • Тихий голос.

Поскольку данные признаки очень похожи на другие речевые дефекты, диагностировать дизартрию нужно на специальном оборудовании. Первичную информацию можно получить от невропатолога, который проводит тесты, а также изучает историю беременности и дальнейшего развития детей. Более точные результаты становятся доступны после прохождения МРТ.

Симптоматическая картина

  • крик младенца слаб;
  • глотать и сосать крохе тяжело;
  • у ребенка невыразительная мимика;
  • грудничок часто срыгивает, поперхивается.

Неречевая симптоматика имеет место и позже. Ребенок не спешить начинать ползать и ходить; он неуклюж и неловок; никак не может научиться завязывать шнурки и выполнять простейшие движения руками. Все это говорит о нарушениях его моторики (кстати, болезнь иногда называют моторной дизартрией). Таким детям гораздо труднее, чем сверстникам, дается письмо, рисование, лепка, работа с конструктором и тому подобные вещи.

  • малыш позже своих сверстников начинает «гулить» и лепетать;
  • его голос звучит «в нос»;
  • научившись говорить, ребенок произносить неправильно большинство слов;
  • при дизартричной речи даже гласные произносятся неверно (вместо «и» — «е», вместо «а» — «э»);
  • малышу явно тяжело говорить – его голос к концу фразы становится слабым и тихим;
  • нарушения артикуляции проявляются медленной и невнятной речью.

Выраженность симптомов зависит от вида патологии и его степени. Если случай не очень тяжелый, то аномалия становится заметной только у ребенка 5 лет и даже чуть старше. В более серьезных ситуациях болезнь проявляет себя в полной мере уже в год-два.

При дизартрии в любом возрасте происходит нарушение речевой деятельности, вызванное ослаблением связи клеток и тканей речевого аппарата с нервными окончаниями. Это, в свою очередь, изменяет ритм дыхания в момент речи, делая его прерывистым и учащенным.

Речь дизартрика отличается нечеткостью и непонятностью. В зависимости от стадии дизартрии наблюдаются нарушения речи разной степени тяжести. Так, стертая дизартрия у детей дошкольного возраста и у взрослых характеризуется малозаметными нарушениями в произношении тех или иных звуков. Дальнейшие этапы развития заболевания отличаются более явными дефектами речи (пропуски звуков, замедленность речи). Наиболее тяжелая стадия дизартрии характеризуется параличом мышц речевого аппарата и как следствие неспособностью пациента к речи.

Артикуляционные нарушения проявляются, как правило, в повышении или понижении тонуса мышц речевого аппарата. При повышенном тонусе наблюдается напряженность мышц лица, шеи, губ и языка. В случае если болезнь протекает при пониженном мышечном тонусе, проявляется вялость в мышцах языка и губ. Губы и рот приоткрыты, характерно обильное выделение слюны.

В случае если диагностирована дизартрия у ребенка, как следствие происходит искажение слухового восприятия речи и другие нарушения, что вызывает развитие сопутствующих речевых отклонений смежного характера и отклонения в общем развитии ребенка.

Обычно дизартрию у ребенка выявляют не раньше 5 летнего возраста. Как правило, стертая дизартрия характеризуется нарушениями речи, которые заметны мало и легко поддаются коррекции, так что дети могут обучаться в обычных образовательных учреждениях. В случае если дизартрия у ребенка протекает в тяжелой форме, необходимо определить малыша в специализированные учебные заведения.

При дизартрии в дошкольном возрасте лечение должно начаться немедленно. Выявить заболевание самостоятельно в домашних условиях бывает сложно, так как в этом возрасте дети только формируют свои речевые особенности, и допущение ошибок вполне естественно. Родителям следует обратить внимание на некоторые другие факторы.

Более того, даже стертая форма дизартрии у детей вызывает ослабление лицевых мышц и мышц речевого аппарата, вследствие чего лицо ребенка может выглядеть вяло, рот обычно приоткрыт, а недостаточный тонус мышц языка создает препятствия при звукопроизношении.

Дизартрия у детей — признаки и степени развития заболевания, методы терапии и упражнения

Состояние, при котором у ребенка в результате какого-либо поражения нервной системы нарушается произношение слов, называется дизартрией (dysarthria). Во время болезни часто страдает иннервация мягкого неба, губ, языка. Отличительная черта патологии – нарушение не только отдельных звуков, но и всей речи в целом. При развитии заболевания малыш трудно обучается письму и чтению.

Данное нарушение возникает у детей из-за поражения заднелобных и подкорковых отделов мозга. У маленьких пациентов наблюдается ограниченность подвижности органов воспроизведения, усложняется артикуляция. Дизартрия нередко становится причиной нарушения письма, чтения, а в некоторых случаях патология провоцирует общее недоразвитие речи у ребенка.

Наблюдается смазанность и нечеткость в произношении звуков, голос проявляется сначала в крайне слабой степени воспроизведения, а затем в очень резкой.

Патологический процесс даже в тяжелой форме часто проявляется у детей при сохраненном интеллекте, тогда как легкая степень заболевания может привести к нарушению интеллектуального развития у малыша.

В клинической практике дети с дизартрией определены в разные группы, в которых учитывается степень выраженности и тяжесть симптоматических проявлений. Клинико-психологическая характеристика болезни основывается на разделении пациентов:

  • дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;
  • dysarthria при гидроцефалии;
  • болезнь, проявляющаяся при олигофрении;
  • патологический процесс, возникший при детском церебральном параличе (ДЦП);
  • патология, резвившаяся из-за задержки психического развития (ЗПР);
  • dysarthria при минимальной форме мозговой дисфункции (ММД).
Читайте также:  Энцефабол для детей: инструкция по применению таблеток для развития речи

Медики в качестве основного фактора, провоцирующего дизартрию, считают поражение мозга. Также причиной патологического процесса становится перенесенное женщиной в период беременности какое-либо инфекционное заболевание или тяжелая форма токсикоза. Помимо этого, в качестве возможного фактора развития заболевания у ребенка учитывается перенесенные вирусные болезни, поражающие оболочки мозга.

Основные причины дизартрии:

  • гестоз;
  • резус конфликт;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • недоношенность;
  • родовая травма;
  • асфиксия при рождении;
  • стремительные или затяжные роды;
  • гидроцефалия;
  • гнойный отит;
  • менингит, менингоэнцефалит;
  • опухоли головного мозга;
  • черепно-мозговая травма;
  • гнойный средний отит;
  • ядерная желтуха новорожденных;
  • сильное отравление.

Выраженность патологии у детей зависит от характера и тяжести поражения центральной нервной системы. Условно различают три степени развития дизартрии:

  • Легкая (стертая). Характеризуется незначительными дефектами речи и малой неречевой симптоматикой. Чаще развивается стертая дизартрия у детей дошкольного возраста. Логопеды-практики иногда используют термины «дизартрический компонент» или «минимальные дизартрические расстройства». При легкой степени заболевания общая разборчивость речи не нарушена, но присутствует нечеткое или смазанное произношение свистящих, сонорных и/или шипящих звуков.
  • Средняя. При умеренно выраженной дизартрии нарушена общая разборчивость речи, она становится малопонятной для окружающих. Отмечаются многочисленные искажения почти во всех фонетических группах. Ярко выражено нарушение тонуса лицевой, губной, язычной мускулатуры. Удержание языка в определенном положении представляет значительные трудности.
  • Тяжелая (анартрия). В результате паралича речедвигательных мышц развивается полное отсутствие звукопроизношения. У большинства детей проявляются расстройства дыхательного, фонаторного, артикуляционного отдела. Помимо патологии речевой деятельности, формируется динамический артикуляционный праксис. Нарушения обусловлены ярко выраженными речедвигательными синдромами.

Дизартрией называют нарушения речи, вызванные различными заболеваниями нервной системы. Такие явления возникают из-за особенностей работы речевого аппарата, связанной с дефектами иннервации.

При дизартрии органы речи недостаточно подвижны.

Слабое развитие речевого аппарата приводит не только к неправильному произношению, но и к общей неразвитости речи, которая затрудняет обучение чтению и письму.

В связи с тем, что заболевание дизартрия — не самостоятельное и может наблюдаться при различных проявлениях расстройств нервной системы, содержание и очередность всех лечебных мер будут установлены после постановки врачом клинического диагноза, учитывая возраст и состояние ребенка. Лечение дизартрии у детей проводится комплексно.

Лекарственные препараты назначает врач психоневролог. Как таковых лекарственных препаратов от заболевания не существует. Врачом назначаются лекарства, которые лишь убирают симптоматику болезни и облегчают общее состояние больного.

Медикаментозное лечение назначается специалистом после полного обследования пациента. Однако решить проблему только медикаментозно не получится, поэтому в курс лечения больного включаются физиотерапевтические меры.

Пациенту назначаются лечебные ванны, специальные физические упражнения, иглоукалывание, разного рода массажи, а также такие нетрадиционные, но, тем не менее, действенные методы коррекции, как плавание и общение с дельфинами, лечение творчеством, созидательные и развивающие игры с песком и многое другое.

Логопедические меры по коррекции дизартрии направлены на восстановление артикуляционного аппарата. В ходе занятий логопед работает с пациентом над произношением звуков, постановкой правильного дыхания и голоса, выполняет специальную гимнастику для разработки артикуляционного аппарата, а также проводит массаж языка.

Лечение дизартрии у ребенка должно опираться на логопедические занятия, а также лечение в домашних условиях.

Стертая форма дизартрии – распространенная патология

Вылечить самостоятельно заболевание не получится, нужна помощь медиков и логопеда-дефектолога. Коррекция нарушения включает прием медикаментов, если речь идет об органических поражениях мозга, нервных расстройствах. Большую роль играют занятия с логопедом, направленные на правильную постановку речи.

Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием должно быть комплексным. Когда нарушение достоверно установлено, специалист назначает прием лекарственных препаратов, физиопроцедуры и курс занятий с логопедом. Большое внимание уделяется самостоятельной работе родителей, так как восстановление нормальной речи требует постоянной тренировки.

Дизартрией называется нарушение речи, которое сопровождается расстройством органов речевого аппарата и патологиями нервной системы, из-за чего речь  становится нечленораздельной или невнятной. По статистике, дизартрия занимает второе место среди всех форм нарушения речи у детей. Во многих случаях появление дизартрии связано с детским церебральным параличом, инфекциями во время беременности матери ребенка, перенесенными заболеваниями в младенческом возрасте и т.д. Однако дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием тоже встречается довольно часто.

Для каждого возрастного периода существует определенная характеристика речевого развития ребенка. Если он начинает «отставать» от сверстников, родителям следует показать его специалисту. Диагностикой дизартрии у детей занимаются логопед и невролог. Степень неврологического обследования зависит от предполагаемого диагноза и может включать в себя МРТ головного мозга, электромиографию, электронейрографию и другие процедуры.

Логопед при дизартрии у детей проводит еще больший объем работы. Чтобы точно понять причину патологии, он оценивает речевые и неречевые нарушения. Изучение неречевых симптомов заключается в оценке строение артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния лицевой и речевой мускулатуры и дыхания.

Речевые симптомы, как следует из названия, оцениваются во время разговора ребенка. Для этого логопед предлагает маленькому пациенту произнести слова и фразы разной сложности и с разным темпом. Оценивается правильность произношения звуков, ритм и темп речи, ее разборчивость, синхронность артикуляции и дыхания, а также другие характеристики речевого развития.

Корректируется дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием посредством систематических упражнений. Наибольшую часть занятий составляют упражнения на развитие органов речевого аппарата и логопедический массаж. Также внимание уделяется дыхательной гимнастике, коррекции отдельных звуков и развитию речевых коммуникаций.

Процесс коррекции при дизартрии довольно трудоемкий и требует от логопеда большого опыта работы и усидчивости. Важно начинать занятия с ребенком, подстраиваясь под текущий уровень развития речевых органов. Во время занятий следует добиваться полной чистоты «проблемных» звуков, и только после этого переходить на следующий этап обучения.

Диагностика

Особенности обследования детей с дизартрией заключаются в том, что родители могут самостоятельно выявить болезнь. Существует несколько методов. Один из них предполагает высовывание языка ребенком и его удерживание неподвижно в течение секунд двадцати. Если у малыша это не получается, значит, возможно, имеется дизартрия речи.

Другой метод заключается в отведении высунутого языка в разные стороны. Если малышу не удается такая «гимнастика», имеются основания подозревать болезнь. Ребята с отклонениями начинают вертеть головой, поворачивать шею – просто двигать языком у них не получается, Конечно, такая проба позволит определить недуг лишь у детей в 6 лет или немного младше. Ждать адекватной реакции от совсем крошечного ребенка нельзя.

  • электромиография;
  • электронейрография;
  • электроэнцефалография.

Если имеет место стертая форма заболевания, выявить ее можно лишь при помощи аппаратных способов. Совсем другое дело дизартрия средней степени тяжести и, тем более 3-я стадия. Здесь уже все симптомы налицо.

Сложность в постановке диагноза заключается в его дифференцировании. Необходимо отличить дизартрию от дислалии и афазии, имеющих схожую симптоматику. Логопеды могут поставить точный диагноз малышу от 2 лет, когда можно говорить об отставании в развитии речи, патологии процесса говорения. До 2 лет следует показать ребенка неврологу, пройти ряд диагностических процедур при подозрении на дизартрию. В комплекс обследования могут включить:

  • МРТ головного мозга;
  • электронейрографию;
  • электромиографию;
  • электроэнцефалографию.

Неврологи ставят до года диагноз «стертая дизартрия», если:

  • ребенок плохо сглатывает слюну, не умеет пережевывать пищу;
  • малыш не умеет сосать грудное молоко, отсутствует сосательный рефлекс;
  • при рождении и после у крохи нет крика, или он выражен незначительно.

Р. И. Мартынова советовала проводить диагностику на основании наработанных годами наблюдений за маленькими пациентами. Обращать внимание стоит на физический, неврологический, психический статус малыша. У детей наблюдается сниженная физическая активность, маленький рост (зачастую), узкая грудная клетка.

Диагностирование заболевания проходит в два этапа: неврологическое обследование, выполняемое при помощи проведения клинических анализов, и логопедическое обследование.

Анализы и процедуры, через которые пациент должен пройти в ходе неврологического обследования, включают в себя следующие:

  • магнитно-резонансная томография головного мозга;
  • электронейрография;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • транскраниальная магнитная стимуляция и другие процедуры.

Осмотр у логопеда направлен на выявление тех или иных дефектов речи и артикуляции у пациента. Оценивается деятельность артикуляционного аппарата и состояние мышц речевого аппарата и лицевых мышц, а также то, кто как пациент дышит.

Логопед также исследует изменения голоса в процессе звуковоспроизведения (тембр, темп, интонация), способность пациента к записыванию текста под диктовку, к списыванию текса, к чтению и пониманию того, что было прочитано.

Диагностика дизартрии включает в себя

Форма заболевания

Педиатры различают дизартрию по степени тяжести и месту поражения, в соответствии с чем назначают терапию и делают прогнозы на выздоровление.

В зависимости от степени тяжести дизартрия классифицируется по следующим основаниям.

К сожалению, профилактика дизартрии затруднена, специфических мер избежать болезнь, не существует. Следует избегать большого спектра патологий, которые могут привести к этому тяжелому заболеванию: тяжелые инфекции, черепно-мозговые травмы.

Для исключения врожденной дизартрии необходимо внимательно относится к себе в период вынашивания плода – своевременно проходить обследования, прекратить употребление сигарет и спиртного, соблюдать гигиену интимных отношений.

Читайте также:  Ферлатум Фол цена в Химках от 562 руб., купить Ферлатум Фол в Химках в интернет-аптеке, заказать

Ребенка с первых дней нужно оберегать от влияния травмоопасных ситуаций или воздействия вирусов любой этиологии.

Прогноз при дизартрии зависит от двух факторов:

  • стадии (тяжести) болезни;
  • начала ее лечения и выявления.

Благоприятный прогноз наблюдается в основном при стертой разновидности заболевания, когда нет тяжелых поражений органической нервной системы. Стертая дизартрия хорошо поддается коррекции при регулярных занятиях с врачом-логопедом.

Бульбарная форма болезни в большинстве случаев остается на всю жизнь, поскольку вызвана поражением мозгового кровообращения или участков головного мозга, отвечающих за речевые функции. Излечение возможно и в этих случаях, при регулярных занятиях и неукоснительном соблюдении врачебных назначений. Но, гарантий выздоровления нет.

Чем раньше начато лечение и если на более ранней стадии начата борьба с болезнью, тем больше шансов на успех. Если на первой стадии дизартрии добиться выздоровления удается в большинстве случаев, то в случае позднего начала лечения, прогноз практически всегда не благоприятный.

Диагностика заболевания

Занятия с логопедом бессмысленны, если не проводится коррекция дизартрии в домашних условиях. Ребенок до 6 лет, больной дизартрией, остро нуждается в постоянном внимании своих родителей, которые, в свою очередь, должны посвятить много времени специальным занятиям, направленным на восстановление функций речи малыша.

Для начала необходимо проводить массаж мышц лица, в ходе которого нужно попеременно пощипывать и поглаживать губы, щеки и нижнюю челюсть ребенка. Также немаловажно научить своего ребенка осуществлять массаж самостоятельно, стоя перед зеркалом, что поможет ему изучить свое лицо и работу мышц языка и губ.

Для восстановления корректного функционирования речевого аппарата, важно оттачивания движений челюсти на открывание и закрывание рта, фиксация определенного положения челюсти, изображение звериного оскала и трубочки губами.

Ребенку понравится игра с конфеткой на палочке. Так, ребенок должен удерживать леденец во рту, а мама и папа стараться его вытянуть. По мере уменьшения размеров конфеты, удерживать ее будет сложнее. Можно также прикладывать конфету сначала к правому, а потом левому уголку рта, чтобы ребенок пытался достать ее языком в таком положении.

Развивать моторику рук в домашних условиях можно при помощи мелких предметов, вроде горошин или бусин, которые ребенок должен перебирать. Малышу понравится процесс, если родители постараются сделать так, что это будет выглядеть игрой для малыша.

Дизартрия у детей может стать последствием родовой травмы, интоксикации во время беременности у матери, острой инфекции или сопровождать ДЦП.

Общие проявления у больных ребятишек заключаются не только в речевых проблемах, но также и нарушении моторики (крупной и мелкой), проблемах с жеванием и глотанием. Больным малышам сложно совершать простые движения – прыгать, рисовать, лепить. Заболевшим детям тяжело даются любые звуки и слоги, они не могут связать слова между собой, совершают ошибки в применении предлогов.

Лечение желательно проводить амбулаторно после постановки диагноза и наблюдаться у невролога, психиатра или логопеда.

При этом есть ряд упражнений, выполняя которые самостоятельно и на регулярной основе, родители могут ускорить выздоровление.

Если вы заметили у своего малыша вялость при сосании, он часто поперхивается и срыгивает, обязательно проконсультируйтесь с врачом – возможно, это признаки дизартрии.

Причинами отклонений функционирования речевого аппарата могут стать:

  • недоношенность плода;
  • гипоксия или асфиксия;
  • резус-конфликт в период беременности матери;
  • травмы при родах;
  • опухоль головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • гидроцефалия;
  • гнойный отит;
  • менингит;
  • энцифалит.

Также медики подтверждают факт частого сочетания дизартрии с детским церебральным параличом. И, чтобы не пропустить возможное заболевание, советуют родителям очень ответственно относиться к посещению детской консультации в первый год жизни малыша.

Регулярные врачебные осмотры помогут вовремя распознать заболевание и своевременно начать эффективную терапию.

Часто речь ребенка исправляют в специализированной школе, используя отдельную программу обучения.

Но лечение в домашних условиях тоже имеет право быть – оно дает положительные результаты. Кроме того, в атмосфере любви и родительского внимания ребенок гораздо быстрее справляется с заболеванием.

Если ребенок устал, не начинайте занятия – он только разнервничается. Если просто капризничает, попытайтесь заинтересовать его, если у него что-то не получается, не старайтесь добиться желаемого результата прямо сейчас, всему нужно время.

И в заключение  представляем вашему вниманию видеоролик о массаже и других инновационных методах лечения дизартрии у детей.

Детям, которые страдают дизартрией, очень сложно жевать и глотать. Им иногда сложно застегивать одежду на пуговицы, попрыгать на одной ноге или вырезать ножницами. Также сложно им дается письменная речь, поэтому обучаются они в специализированных школах.

Очень часто возникают противоречия между неврологами и логопедами по поводу дизартрии. Если невролог не видит явных нарушений в функции черепно-мозговых нервов, он не может назвать нарушение речи дизартрией. Данный вопрос является, чуть ли не камнем преткновения между неврологами и логопедами. Это связано с тем, что невролог после постановки диагноза “дизартрия” обязан проводить серьезную терапию по лечению стволовых нарушений, хотя таких нарушений (исключая дизартрию) вроде и не заметно.

Продолговатый мозг ствола, так же, как и шейный отдел спинного мозга, зачастую испытывает в родах гипоксию. Это приводит к резкому уменьшению двигательных единиц в ядрах нервов, ответственных за артикуляцию. При неврологическом обследовании ребенок адекватно выполняет все пробы, но не может справиться должным образом с артикуляцией, потому что здесь необходимо выполнять сложные и быстрые движения, которые не под силу ослабленным мышцам.

Обследование пациентов с дизартрией

Постановка диагноза осуществляется на основании данных тщательного обследования. Необходимо исключить у человека такие заболевания как дислалия (нарушение звукопроизношения без патологии слуха) или афазии (приобретенное нарушение речи, которая уже сформирована).

Признаки псевдобульбарной дизартрии можно установить на первом этапе появления младенца на свет: крик такого ребенка мало выражен или отсутствует в момент рождения. Ребенок не обладает сосательными рефлексом, голос плохо модулирован и содержит признаки носового.

Дальнейшее развитие ребенка подтверждает предполагаемый диагноз: он отказывается брать грудь или начинает захлебываться. Питание таких ребятишек часто проводится искусственно –через зонд. По мере взросления также наблюдается нарушения в речевом развитии: звуки у малыша тихие и однотонные, появляются гораздо позднее, чем у сверстников.

Основные симптомы для постановки точного диагноза являются:

  • отсутствие надлежащей артикуляции (дрожание языка, его загибание вверх и т.п.);
  • медленная артикуляция;
  • проявления синкенезии – появление тремора других частей тела, например, рук при движении языком;
  • просодические расстройства речи – ее замедленность, невнятность, однотонность, проседание звуков, отсутствие модуляций;
  • устойчивые нарушения произношения.

Для подтверждения дизартрии проводятся функциональные пробы. Врач просит человека высунуть язык и удерживать его вне рта на середине в течение определенного времени. Одномоментно пациенту предлагается проследить за передвигаемым из стороны в сторону предметом. У больного человека язык будет двигаться вместе с глазным яблоком.

Особое внимание в диагностике должно быть уделено артикуляции в состояния покоя и при движениях мимики.

Дизартрия – это то заболевание, прогноз которого зависит от своевременности диагностики и начала лечения.

Что должно насторожить родителей и подвигнуть привести ребенка к специалисту?

  • у ребенка наблюдается выпадение языка изо рта;
  • постоянное ощущение заложенности носа при разговоре;
  • речь медленная или сбивчивая;
  • при разговоре у ребенка перехватывает дыхание;
  • без причин появляется повышенное слюнотечение;
  • наблюдаются резкие изменения голоса – он становится слишком писклявым.

Это объективные признаки, которые нельзя списать на формирование речи у ребенка, поход к врачу обязателен.

Прогноз

Многим пациентов и их близких волнует вопрос, можно ли полностью излечиться от дизартрии. Точных прогнозов на этот счет нет, так как в отношении коррекции дизартрии важно своевременно диагностировать заболевание и начать лечение. Кроме того, абсолютное восстановление функций речевого аппарата возможно только в случае легкого протекания заболевания, то есть при стертой дизартрии.

Больным дизартрией в любом возрасте необходимо постоянное внимание со стороны близких людей, что одним (с легкими формами заболевания) поможет бороться с дизартрией, а другим (с тяжелыми формами) – не чувствовать себя обделенными и изолированными. Дизартрия и ее последствия сильно влияют на социализацию человека, именно поэтому таким больным необходима забота и внимание.

Стертая форма болезни является легкой, что облегчает процесс коррекции и лечения. Важно вовремя обратиться за помощью к неврологу, логопеду, пройти курс терапии. Более 80% родителей отмечают явные улучшения в речи детей после работы специалистов. Скорректировать дизартрию по времени быстрее и проще в дошкольном возрасте, когда малыш не поступил в школу. В 70% случаев удаётся полностью устранить внешние проявления болезни, сделать процесс обучения и общения для ребенка увлекательным и легким.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *