Рефлексия деятельности, психологическая и философская рефлексия

Смысл термина

В философии под рефлексией понимают размышления на тему существования человеческой культуры и смысла бытия. Сократ полагал, что с помощью такого инструмента каждый может заниматься самопознанием. Кассирер считал, что это помогает вычленять важные моменты жизни.

Рефлексия – это в психологии способность человека обращать внимание вглубь себя, подвергать свои поступки самоанализу и оценке. Именно эта способность является основой самоанализа.

С помощью такого инструмента можно не допускать ошибок, найти ответы на вопросы философского и бытового толка. Если у человека низкий уровень рефлексии, то он будет обречен жить в веренице ошибок.

Философская рефлексия

Высшим видом выступает философская рефлексия, включающая размышления и рассуждения об основаниях человеческой культуры, а также смысле человеческого существования.

Состояние рефлексии Сократ считал важнейшим средством самопознания личности, а также основой духовного совершенствования. Именно способность критической самооценки выступает важнейшей отличительной особенностью индивида как разумной личности. Благодаря данному состоянию устраняются человеческие заблуждения, предрассудки, становится реальным духовный прогресс человечества.

Пьер Тейяр де Шарден заметил, что рефлексивное состояние отличает человека от животных и позволяет индивиду не только знать нечто, а ещё дает возможность знать о своём знании.

Эрнст Кассирер считал, что рефлексия выражается в способности вычленять из всех чувственных феноменов устойчивые некоторые элементы для изолирования и сосредоточении на них внимания.

Происхождение

Первые определения рефлексии были получены в античности. Пифагор считал, что эта способность позволяет возвыситься над материальным миром. Термин дополняли Аристотель, Платон и другие.

Изначально философы прочно связывали рефлексию с возможностью размышлять

Изначально философы прочно связывали рефлексию с возможностью размышлять

С увеличением влияния религии появилось теологическое понимание рефлексии. В этом случае самопознание неотрывно связывалось со служением богу.

Постепенно прошло разделение науки и религии. В психологическом плане рефлексия стала признаком разума. С ее помощью человек осознавал себя как личность. Первым это понял Декарт, его мысль развивали остальные ученые.

Понятие «рефлексивная личность» было введено только в начале XX века. Тогда же оно получило разделение на три вида:

  1. Ситуативная – анализ ситуации, которая происходит в данный момент;
  2. Ретроспективная – переосмысление событий, которые уже были;
  3. Проспективная – размышления о том, что предстоит сделать.

Тема продолжает изучаться, появляются новые точки зрения на этот термин.

Психологическая рефлексия

Одним из первых в психологии рассмотрел рефлексивное состояние А. Буземан, трактовавший его, как перенос переживаний с внешнего мира на самого себя.

— способ осознания исследователем оснований, а также результатов исследования;

— базовое свойство субъекта, при котором происходит осознание, а также регуляция своей жизнедеятельности.

Рефлексия в психологии это размышление человека, целью которого выступает рассмотрение, а также анализ собственной активности, самого себя, собственных состояний, прошлых событий, поступков.

Глубина состояния связана с заинтересованностью индивида в этом процессе, а также способностью его внимания выделять в меньшей или в большей степени, на что влияет образованность, представления о нравственности, развитость моральных чувств, уровень самоконтроля. Считается, что индивиды различных профессиональных и социальных групп различны в использовании рефлексивной позиции. Данное свойство рассматривается как разговор или своеобразный диалог с самим собой, а также способность индивида к саморазвитию.

Рефлексия — это мысль, имеющая направленность на мысль или на самого себя. Она может рассматриваться как вторичное генетическое явление, возникающее из практики. Это выход практики за пределы границ себя самого, а также обращенность практики на себя. Психология творческого мышления и творчества трактует этот процесс как переосмысление и осмысление субъектом стереотипов опыта.

Изучение взаимосвязи между индивидуальностью индивида, рефлексивным состоянием, творчеством, позволяет говорить о проблемах творческой уникальности личности, а также ее развитии. Э. Гуссерль — классик философской мысли отметил, что рефлексивная позиция является способом видения, которое трансформируется от направленности объекта.

Психологические характеристики данного состояния включают способность изменять содержание сознания, а также изменять структуры сознания.

Читайте также:  Аскорил сироп для детей. Отзывы, состав, инструкция по применению, аналоги

Рефлексивность в психологии – это умение человека размышлять и анализировать собственную личность с включением:

  • уже произошедших событий;
  • проделанных действий (поступков);
  • осуществимых успехов либо неудач;
  • текущего эмоционального состояния;
  • характеристики присущих качеств характера.

Глубина рефлексивного самоанализа индивидуальна. Зависит она от степени духовного развития субъекта, уровня его самоконтроля, моральных качеств, степени образованности. Также рефлексия уточняет (поддерживает либо купирует) происходящее действие.

Рефлексия играет огромную роль в становлении личности

Для внутренней гармонии важно, чтобы эти понятия были связаны между собой. Это подтверждается следующими фактами:

  1. Рефлексия без действования ведет к зацикливанию личности на собственном «Я».
  2. Действие без рефлексии приводит к бестолковым, легкомысленным и необдуманным поступкам.

В области психологии рефлексия является важным ключевым моментом. На рефлексологии выстроено большинство психологических исследований. Изучение этого феномена (ее структуры, динамики развития) помогает понять глубокие механизмы формирования человеческой личности.

Для полного раскрытия рефлексивных процессов в психологии, этот феномен рассматривается с уровня различных подходов в исследовании:

  • личности;
  • сознания;
  • мышления;
  • творчества.

Роль

Способность к рефлексии – это важное качество личности. С ее помощью каждый оценивает свои поступки, учится определять ошибки и намечает стратегию избавления от них.

С помощью такой способности можно освобождать сознание, определять жизненную позицию, выявлять неправильные решения. Рефлексировать – это в психологии важное качество, которое определяет человека разумного. Только через постоянный анализ своих действий можно добиться развития. Через такую способность происходит тренировка самоконтроля и других личностных качеств.

Психологи на своих сеансах часто учат людей обращать внимание на самого себя, изучать свои качества и особенности. Знание механизмов рефлексии позволяет улучшать качество жизни.

Понимание рефлексии

Отечественная психология выделяет четыре подхода в изучении понимания рефлексии: кооперативный, коммуникативный, интеллектуальный (когнитивный), личностный (общепсихологический).

Кооперативный — это анализ субъект-субъектных видов деятельности, проектирование коллективной деятельности, направленной на координацию профессиональных позиций, а также групповых ролей субъектов или кооперации совместных действий.

Коммуникативный — это составляющая развитого общения, а также межличностного восприятия, как специфического качества познания индивида индивидом.

Интеллектуальный или когнитивный — это способность субъекта анализировать, выделять, соотносить собственные действия с предметной ситуацией, а также рассматривать ее в зависимости от изучения механизмов мышления.

Личностный (общепсихологический) — это построение нового образа своего «я», в процессе общения с другими индивидами, а также активной деятельности и выработка новых знаний об окружающем мире.

Личностная рефлексия состоит из психологического механизма изменения индивидуального сознания. А.В. Россохин считает, что данный аспект — это субъектный активный процесс порождения смыслов, в основе которого лежит уникальность способности личности осознавать бессознательное. Это внутренняя работа, приводящая к формированию новых стратегий, способов внутреннего диалога, к изменениям ценностно-смысловых образований, интеграции личности в новое, а также целостное состояние.

Польза

Именно за счет постоянного самоанализа человек развивается. Без этого он будет постоянно находиться на одном месте, совершать одни и те же ошибки. Поэтому рефлексивность – это в психологии ключевое умение разумной личности.

Данную способность нужно еще правильно применять, этому можно научиться

Данную способность нужно еще правильно применять, этому можно научиться

Некоторые профессии неотрывно связаны с понятием рефлексии. Например, педагог должен анализировать свои действия после каждого урока. Он делает краткие выводы и выделяет ошибки.

Рефлексия деятельности

Рефлексию причисляют к особому навыку, заключающемуся в способности осознавать направленность внимания, а также отслеживать психологическое состояние, мысли, ощущения. Она представляет возможность наблюдать за собой как бы со стороны глазами постороннего, позволяет видеть, на чем именно сконцентрировано внимание и его направленность.

Рефлексия деятельности выступает основным источником возникновения новых идей. Рефлексивное состояние, давая определенный материал, впоследствии может послужить для наблюдения, а также критики. Индивид в результате самоанализа меняется и рефлексивная позиция представляет механизм, который делает неявные мысли явными.

При некоторых условиях рефлексивное состояние становится источником получения еще более глубоких знаний, чем те, которыми мы обладаем. Профессиональное развитие индивида напрямую связано с данным состоянием. Само развитие происходит не только в техническом плане, а и в интеллектуальном, а также личностном. Человек, для которого рефлексия чужда, свою жизнь не контролирует и жизненная река несет его по направлению течения.

Рефлексия деятельности дает возможность индивиду осознать, что личность делает сейчас, где пребывает и куда ей необходимо двигаться, чтобы развиваться. Рефлексивное состояние, направленное на осознание причин, а также оснований личных суждений, зачастую относят к философии.

Рефлексия деятельности имеет важное значение для человека занятого интеллектуальной работой. Она нужна, когда необходимо межличностное групповое взаимодействие. Например, менеджмент, относится к этому случаю. Рефлексию необходимо дифференцировать от самосознания личности.

Читайте также:  Группа ВИА Гра состав, альбомы, слушать песни онлайн, дискография, фото, лучшие клипы, скандалы, участницы

Способы обучения

Для развития способности потребуются каждодневные тренировки. Любое решение нужно подвергать анализу и выделять его сильные, слабые стороны. Необходимо размышлять над тем, можно ли было поступить иначе и что для этого потребовалось бы сделать.

Важно! Нельзя предаваться излишнему самокопанию и самоуничижению.

Что такое рефлексия, определения в психологии и философии могут подсказать. Для ее применения достаточно обычного рабочего дня. Нужно проанализировать события, выделить ошибки и способы их исправления.

Анализируем поступки. После принятия какого-либо решения, следует посмотреть на себя взглядом постороннего. Обдумайте поступок, был ли другой выход из ситуации. Может он мог бы стать более выгодным и удачным? Какие выводы можно сделать из принятого решения, куда оно ведет, есть ли ошибки в нем, какие.

Цель данного упражнения – понять факт личной уникальности и обучиться самоконтролю.

Оцениваем прошедшее. Каждый день, вечером, в спокойной обстановке «просматривайте» свой день заново. Но более детально и медленно, анализируйте даже мельчайшие эпизоды прошедших суток. Если вы почувствуете, что некое событие вызвало неудовлетворение, акцентируйтесь на нем.

Попробуйте оценить прошедший день с точки зрения незаинтересованного лица. Это позволит выявить собственные неудачи и не допустить их повторения в будущем.

Учимся общению. Такое умение важно для улучшения и повышения коммуникативных навыков. Что делать? Расширять круг знакомств, стараясь общаться с людьми различных взглядом и точек зрения. Для человека общительного это несложно, а вот замкнутому интроверту придется поработать.

Запомните впечатление, произведенное на вас новыми людьми, и периодически сверяйте мнение, которое складывается о них в будущем. Такое упражнение помогает активизировать врожденную рефлексивность и улучшить ее.

В результате личность учится принимать взвешенные, грамотные решения и определять наиболее выгодный путь выхода из ситуации.

Рефлексия – мощное психологическое оружие, помогающее лучше понимать себя и окружающих. Со временем у человека развивается способность предугадывать события, ощущать мысли окружающих и прогнозировать исход событий.

Под рефлексией личности понимают специфическую способность сознания к конкретной форме сугубо теоретической деятельности, которая выражается в обращении назад, осмыслении своих собственных действий, их механизма и последовательности.

Рефлексия и ее виды является своеобразным показателем деятельности личности, нацеленной на самопознание, а также отражает ее духовный мир.

В психологии под рефлексией понимают обращение индивидуума к самому себе. Акцент внимания и анализа на своей личности, своих личных шаблонах поведения, ценностях, мотивации, другие функции сознания, которые входят в структуру личности как таковой.

Рефлексия — виды, варианты, способы развития, тренировка, основная цель

Без рефлексии нет обучения. Индивид, повторяющий деятельность, предложенную вобразце сто раз, может так ничему и не научиться.

Цель рефлексии — это выявить, вспомнить и осознать компоненты деятельности. Это типы, смысл, способы, пути их решения, проблемы, полученные результаты. Без осознания способов учения, механизмов познания, обучаемые неспособны присвоить те знания, которые они добыли. Обучение происходит, когда подключается направляемая рефлексия, благодаря которой выделяются схемы деятельности, а именно способы решения практических задач.

Рефлексивное чувство является внутренним опытом, способом самопознания, а также необходимым инструментом мышления. Наиболее актуальна рефлексия при дистанционных формах обучения.

Примеры из жизни

Для того чтобы понимать, как рефлексировать, что это значит в психологии, нужно изучать опыт других людей. Например, если мать наблюдает за своим малышом и подмечает в нем такие же черты характера, это тоже самоанализ.

При чтении книги человек сопереживает главному герою и понимает, что поступил бы в такой ситуации аналогично, это тоже оценивание своих действий.

Лучшему пониманию рефлексии помогают примеры из жизни. В негативные ситуации индивид может раздражаться, но потом он берет эмоции под контроль и ищет их истоки, это тоже проявление самоанализа.

https://www.youtube.com/watch?v=r3KFTW4p_Cs

Читайте также:  Диакарб цена в Томске от 279 руб., купить Диакарб, отзывы и инструкция по применению

Педагог проводит рефлексию каждый урок. Для этого ему нужно оценить все этапы, методы ведения и возникшие сложности. Каждую ошибку или препятствие нужно проанализировать, чтобы ее исправить. Такой процесс позволяет достичь совершенствования педагогического мастерства.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе».

Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться.

Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Есть чувства и мысли, которые никак не поддаются рефлексии, даже у человека, как я, изуродованного ею. Л.Н. Толстой. Записные книжки (1853-1857)

– У вас рефлексия берет верх над природой и страстью, – сказал он, – вы барышня, замуж хотите! И.А. Гончаров. Обрыв (1869)

Совершенно согласен с Вами, что чрезмерная рефлексия – вещь опасная, но что же делать. В.Г. Короленко. Письма (1887)

Мне слабо верилось, что за ореховыми панелями, в полированной поверхности которых отражался огонек сигары Чапаева, спит красная солдатня, но я старался не рефлексировать по этому поводу. Виктор Пелевин. «Чапаев и пустота» (1996)

Если в момент секса рефлексировать о том, что секс так или иначе закончится, – у тебя обвиснет. Сергей Шаргунов. «Ура!» (2003)

Травматолог сразу догадался, что пациент попался рефлексирующий, нервный, даже истеричный. Маша Трауб. «Бриллиантовые руки» // «Огонек», 2014

Развитие рефлексии

— анализируйте личные действия после всех важных событий, а также принятия сложных решений;

— старайтесь оценивать себя адекватно;

— подумайте, как вы действовали и как ваши поступки выглядели в глазах других, оцените свои действия с точки зрения возможности что-либо изменить, оценивайте полученный опыт;

— старайтесь заканчивать свой рабочий день анализом событий, мысленно пробежав по всем эпизодам уходящего дня, особенно сконцентрируйтесь на тех эпизодах, которыми вы не достаточно довольны, а все неудачные моменты оценивайте взглядом стороннего наблюдателя;

— периодически проверяйте личное мнение о других людях, анализируя насколько личные представления ошибочны или верны.

— больше общайтесь с людьми, непохожими на вас, придерживающимися иной точки зрения, нежели ваша, поскольку каждая попытка понять непохожего человека дает возможность активизировать рефлексию.

Достижение успеха позволяет говорить об освоении рефлексивной позиции. Не следует бояться понять другого индивида, поскольку это не выступает принятием его позиции. Глубокое и широкое видение ситуации делает ваш ум наиболее гибким, позволяет найти согласованное и эффективное решение. Для анализа личных действий используйте проблемы, которые возникают в конкретный момент.

В самых сложных ситуациях, возможно следует найти долю комизма и парадоксальности. Если вы посмотрите на свою проблему под другим углом, то вы заметите в ней что-то забавное. Этот навык свидетельствует о высоком уровне рефлексивной позиции. Сложно что-то смешное найти в проблеме, но это позволит помочь ее решить.

Спустя полгода, развивая способность к рефлексивной позиции, вы заметите, что овладели способностью разбираться в людях, а также в самих себе. Вы будете удивляться, что можете прогнозировать чужие поступки, а также предугадывать мысли. Вы почувствуете мощнейший приток сил и научитесь понимать себя.

Рефлексия — это действенное и тонкое оружие. Данное направление можно развивать бесконечно, а использовать способность в самых различных сферах жизни.

Развитие рефлексии личности задача не из легких. Если возникают трудности, то повысьте коммуникативные навыки, обеспечивающие развитие рефлексивной позиции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *