Синдром Аспергера – болезнь Аспергера у детей и взрослых

Что такое синдром Аспергера?

Синдром получил название в честь австрийского психиатра и педиатра Ганса Аспергера, который в 1944 году описал детей, отличавшихся отсутствием способностей к невербальной коммуникации, ограниченной эмпатией по отношению к сверстникам и физической неловкостью. Сам термин «синдром Аспергера» был предложен английским психиатром Лорной Уинг в публикации 1981 года. Диагностические стандарты для данного расстройства психики были выработаны в начале 1990-х годов.

Болезнь Аспергера — это нейробиологическое расстройство аутистического спектра (РАС), которое является пожизненным и влияет главным образом на социально-коммуникативные способности человека. Дети и взрослые с данным синдромом испытывают определенные проблемы с невербальным общением (дружеские и семейные отношения), склонны вести себя и действовать однотипно, а также имеют узконаправленные интересы.

Симптоматика расстройства протекает скрыто. По внешним признакам практически невозможно определить, что у человека есть патология. Данная дисфункция относится к высокофункциональному аутизму, при котором сохраняется способность к социальной адаптации. При оказании своевременного лечения, психологической и педагогической поддержки ребенок может вырасти самостоятельным, способным к семейным отношениям и полноценному трудоустройству.

Синдром Аспергера у взрослых – это системное нарушение психического развития личности, основными симптомами которого являются существенные трудности в социальной адаптации больного, коммуникации с близкими и посторонними людьми. Первые признаки заболевания обнаруживаются в раннем детском возрасте.

Больные этим психическим расстройством имеют высокий уровень когнитивных способностей, речь не нарушена, развитие и возрастные изменения в центральной нервной системе соответствуют возрасту. В тот же момент, взрослые люди, страдающие от синдрома Аспергера, отличаются выраженной неуклюжестью в движениях.

Возможно частичное нарушение координации движения, периодическое головокружение. Впервые заболевание было открыто в 1944 г. австрийским врачом-педиатром и психиатром – Гансом Аспергером. Доктор работал с группой детей, которые отличались от своих сверстников.

Они не умели выстраивать невербальные коммуникации, были не общительными, проявляли ограниченную эмпатию по отношению к другим детям аналогичного возраста. Кроме того, все они отличались выраженной неловкостью, были неуклюжи, часто падали, руками и ногами задевали игрушки, окружающие их предметы.

Виды синдрома у взрослых

Синдром Аспергера у взрослых, симптомы которого проявляются, как психическое расстройство личности, относится к общим нарушениям аутистического спектра. В связи с этим заболевание классифицируют по видовому разнообразию, но с учётом его схожести с аутизмом.

Разновидность заболевания Специфика клинической картины
Дезинтегративный Возникает ещё в детском возрасте, но причины его появления связаны с нарушениями умственного развития ребёнка. Болезнь имеет врождённую этиологию, становится приобретённой в результате того, что родители ребёнка не уделяли ему достаточного количества времени, полностью отсутствовал воспитательный и образовательный процесс. По мере взросления признаки заболевания не отступают, а становятся ещё более выраженными. Взрослые люди, страдающие от синдрома Аспергера дезинтегративного типа отличаются замкнутостью, полной апатией к окружающему миру и происходящим событиям. Речь и мыслительный процесс сохранены, но больной с самого детства и уже будучи взрослым выполняет один и тот же перечень действий, ритуалов.
Первазивный Классическое проявление синдрома Аспергера. Ребёнок растёт и развивается в нормальной среднестатистической семье. Его родители воспитанные, образованные люди, не имеющие патологических зависимостей и врождённых привычек. Несмотря на это ребёнок растёт замкнутым. Полностью отсутствуют навыки построения схем невербального общения. Сверстники у него не вызывают интереса. Уже повзрослев, больной отличается высокими умственными способностями, имеет хорошо поставленную и чёткую речь, но ведёт себя крайне скрытно, замкнут, не желает общаться с окружающими. Проявляется это в ограниченной эмпатии. Заболевание протекает стабильно без выраженных обострений и ремиссий.

Возможные осложнения

Тревожные расстройства и основные депрессивные расстройства являются наиболее распространёнными состояниями, протекающими одновременно. У людей с синдромом Аспергера эти нарушения существуют в 65% случаев.[8]

У детей с синдромом Аспергера довольно часто возникают проблемы со сном, включая трудности с засыпанием, частые ночные и ранние утренние пробуждения, а также сложности, связанные с высоким уровнем алекситимии (способности выразить свои эмоции словами), трудности идентификации и описании своих эмоций.[25]

Люди с синдромом Аспергера могут иметь психопатологические симптомы, которые не зависят от диагноза, но способны повлиять на человека или семью.[22]

У детей с синдромом Аспергера может возникнуть задержка в приобретении социальных навыков, требующих определённой ловкости (езда на велосипеде или открытие консервной банки).

Читайте также:  Ларипронт: инструкция по применению таблеток, цена, отзывы

Отсутствие проявленной эмпатии влияет на аспекты общественной жизни людей с синдромом Аспергера.[9] Они испытывают трудности в основных элементах социального взаимодействия, которые могут включать в себя неспособность развивать дружеские отношения или искать общие увлечения или достижения с другими (например, показывать другие объекты интереса). У таких людей социальное или эмоциональное взаимодействие не происходит, нарушается невербальное поведения (зрительный контакт, выражение лица, поза и жесты).[8]

Отсутствие медикаментозного лечения, а также оказания больному психологической помощи, может привести к следующим осложнениям:

  • развитие сопутствующих заболеваний психики;
  • появление у больного беспричинных приступов ярости, гнева;
  • регулярное сезонное обострение болезни, которое предусматривает полную апатию к окружающему миру;
  • тотальная замкнутость больного, полный отказ от общения даже с близкими людьми, голодание, стремительная потеря веса;
  • приступы необъяснимого страха и паники;
  • склонность к продолжительным депрессиям
  • совершение акта суицида.

Симптомы синдрома Аспергера, проявляющиеся у взрослых людей, являются последствием психического расстройства личности, которое развилось ещё в детском возрасте. Это неизлечимая патология ЦНС, которая требует регулярного приёма лекарственных препаратов и консультаций у врача-психолога. В таком случае прогноз благоприятный и больной может существенно повысить качество своей жизни.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Классификация и стадии развития синдрома Аспергера

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) относит синдром Аспергера к расстройствам аутистического спектра.

Как и другие расстройства психологического развития, расстройства аутистического спектра начинаются в младенчестве или детстве, имеют устойчивое течение без ремиссии или рецидива, а также нарушения, которые являются результатом изменений в различных системах мозга, связанных со взрослением.

Расстройства аутистического спектра, в свою очередь, являются подмножеством более широкого фенотипа аутизма, включающего людей, которые могут не иметь расстройство аутистического спектра, но обладать аутистическими чертами (например, социальный дефицит).

Всего в DSM-5 выделяют четыре расстройства данного спектра:

  • аутизм (синдром Каннера);
  • синдром Аспергера;
  • детское дезинтегративное расстройство (деменция Геллера);
  • неспецифическое первазивное нарушение развития.

Из всех четырёх форм аутизм наиболее похож на синдромом Аспергера по признакам и вероятным причинам, но его диагностика требует подтверждения нарушения коммуникации и задержки когнитивного развития. Синдром Ретта (умственная отсталость, преимущественно у девочек) и Детское дезинтегративное расстройство имеют несколько общих признаков с аутизмом, но могут иметь несвязанные причины.[18]

Возрастные изменения при синдроме Аспергера

Родители детей с синдромом Аспергера, как правило, могут заметить различия в развитии своих детей до 30 месяцев, хотя диагноз не ставится в среднем до 11 лет.[10][26] Скрининг развития ребёнка во время планового осмотра врачом общей практики или педиатром может выявить признаки, которые требуют дальнейшего исследования.[5]

Дети с синдромом Аспергера могут иметь сложную лексику в молодом возрасте, и таких детей часто в разговорной речи называют “маленькими профессорами”, но им трудно понять образный язык, и они, как правило, используют буквальные значения слов.[8]

Нарушение социального взаимодействия иногда не проявляется до тех пор, пока ребёнок не достигнет возраста, в котором это поведение становится важным. Социальные нарушения часто впервые замечаются тогда, когда дети сталкиваются со сверстниками в детском саду или дошкольном учреждении.[9]

Методы лечения синдрома Аспергера у взрослых

Требуется тщательная диагностика прежде, чем начать планирование лечения. В данном процессе участвуют невролог, психолог и другие специалисты, компетентные в данном вопросе. Учитывать необходимо не только симптомы, но и возраст пациент, а также индивидуальные особенности его развития. Среди эффективных направлений стоит отметить следующие:

  1. Психотерапия. Задача психиатра – наблюдение и коррекция поведенческих навыков. Вместе с терапевтом он планирует индивидуальную лекарственную и немедикаментозную терапию. Высоким спросом пользуются тренинги, цель которых заключается в поддержании и развитии коммуникативных умений, а также адаптирующие к общественной жизни тесты.
  2. Для профилактических и оздоровительных целей следует ввести в режим дня обязательную лечебную физкультуру, которая будет положительно сказываться на работе всех систем и органов организма. Временно траченные и нарушенные функции можно будет восстановить. Лечебно-физкультурный комплекс составляется врачом для каждого пациента в индивидуальном порядке.
  3. Возможные побочные эффекты являются причиной столь редкого и аккуратного использования медикаментозной терапии. Данный подход актуален для контроля симптоматики при наличии сопутствующих заболеваний. Этот список включает:
    • медикаменты для контроля приступов;
    • психотропные препараты;
    • стимуляторы;
    • ингибиторы обратного захвата серотонина;
    • нейролептики
  4. Облегчению симптоматики способствует также особый подход к питанию и индивидуальное планирование диеты. Негативное воздействие оказывают продукты с глютеном и казеином, мучные изделия и молочная продукция, поэтому их необходимо исключить.
  5. Прогноз

    Актуально говорить о благоприятном и иногда относительно благоприятном прогнозе лечения, который напрямую зависит от того, насколько рано была проведена достоверная диагностика.

    Смертельного исхода в данном случае не предвидится, но статус личности теряется в 20% случаев. Грамотное лечение и профилактика позволяет вести пациенту полноценную жизнь, заводить семью и друзей, подниматься по карьерной лестнице, заниматься любимым делом.

Процесс терапии психического расстройства предусматривает регулярный приём препаратов антидепрессантов, которые нормализуют работу центров головного мозга.

Поскольку синдром Аспергера – это генетическое заболевание «психологической» сферы, то не существует никаких методов его медикаментозного лечения.

Читайте также:  Кандид раствор для полости рта

Однако существуют препараты, позволяющие лечить сопутствующие болезни – нервозность, депрессию, нарушения сна, невнимательность, склонность к самоповреждению. Некоторые медикаменты могут устранить даже повторяющиеся действия и поведенческие стереотипы.

Основные же способы лечения синдрома Аспергера – немедикаментозные. Они включают когнитивно-поведенческую терапию, эрготерапию, тренинги социальных и коммуникативных навыков. Применяется и лечебная физкультура, которая помогает корректировать координацию движений и улучшить сенсорные навыки.

Детям показаны занятия с логопедом; его задача развить у ребёнка навыки передачи эмоций, научить делать речь яркой и выразительной. Кроме того, необходимы посещения психолога и педагога-дефектолога, которые научат ребёнка ориентироваться в окружающем мире.

В идеале терапия при синдроме должна быть смешанной: психологические, поведенческие и когнитивные методы необходимо сочетать с приёмом поддерживающих препаратов, направленных на улучшение самочувствия пациента.

К сожалению, данная патология является неизлечимой, поскольку она развивается из-за необратимых изменений в головном мозге. Лечение синдрома Аспергера у взрослых заключается в адаптации больных к окружающему миру. Достигается это в основном за счет применения психотерапевтических методов. Если больному разъяснить особенности его заболевания, так сказать, разложить по полочкам все что с ним происходит, то он сам начинает стремиться к лечению.

Медикаментозная терапия при синдроме Аспергера применяется крайне редко. Использование лекарственных препаратов бывает оправдано лишь в случае развития депрессий или других психологических проблем у пациента.

В качестве вспомогательных методов может использовать лечебная физкультура. Регулярная физическая активность положительно сказывается на работе всего организма, но для больных с синдромом Аспергера подбирают особые упражнения. Они позволяют улучшить координацию движений, снять мышечный тонус, повысить способность к манипуляции с бытовыми предметами. Достаточно часто лечебная гимнастика сочетается с массажем и различными физиопроцедурами.

Единого метода лечения синдрома Аспергера не существует, а эффективность конкретных вмешательств подтверждается лишь ограниченными данными.[8] Лечение направлено на улучшение коммуникативных навыков, коррекцию навязчивых/повторяющихся действий и физической неуклюжести. Интервенции (психологическое стимулирование позитивных изменений) могут включать:

  • социальную тренировку навыков для более эффективных межличностных взаимодействий;
  • когнитивную поведенческую терапию для улучшения управления стрессом, связанного с тревогой или взрывными эмоциями, и сокращения навязчивых интересов и повторяющихся действий;
  • физиотерапию;
  • терапию речи;
  • обучение и поддержка родителей;
  • медикаментозное лечение для коррекции аффективных психопатологических симптомов.[5]

По мере взросления пациентов с таким расстройством отмечается положительная динамика, но социальные и коммуникационные трудности, как правило, сохраняются.[11]

Исследование модели обучения родителей показало, что родители, которые посетили однодневный семинар или шесть индивидуальных уроков, сообщают о меньшем количестве поведенческих проблем, в то время как родители, получающие индивидуальные уроки, сообщали о менее интенсивных проблемах поведения своего ребёнка.

Для детей старшего возраста и взрослых с синдромом Аспергера важна профессиональная подготовка для обучения этикету прохождения собеседований при устройстве на работу и поведению на рабочем месте.

Медикаментозная терапия может быть эффективна в комбинации с поведенческими интервенциями для купирования тревоги, навязчивых действий и агрессии. Было показано, что нетипичные антипсихотические лекарства уменьшают агрессивное поведение и импульсивность.[8]

Приём нейролептиков может привести к появлению побочных эффектов:

  • гипокинезия (недостаточная двигательная активность);
  • ригидность (повышенный тонус мышц);
  • гиперсаливация (увеличение слюноотделения);
  • акатизия (потребность в движении, неусидчивость);
  • острая дистония (непроизвольные мышечные спазмы);
  • увеличение уровня пролактина сыворотки крови.[26]

Такая группа антидепрессантов, как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, эффективна в коррекции ограниченных и повторяющихся интересов и поведения.[8][9][26] Седативные (успокаивающие) побочные эффекты препаратов, возникающие у детей школьного возраста, негативно влияют на обучение в классе, так как может снижаться когнитивная функция.

Читайте также:  Анализ крови на синдром жильбера

Стадии и степени

Синдром Аспергера у взрослых, симптомы которого типичны для психического расстройства формирования личности, разделяют на стадии его развития. Тяжесть заболевания напрямую зависит от стадии болезни, которая характеризуется поведенческими нарушениями, присутствующими у взрослого человека.

Выделяют следующие стадии синдрома Аспергера:

  • 1 стадия – взрослый больной проявляет ограниченную эмпатию к окружающему миру и к близким родственникам, но по отношению к незнакомым людям коммуникационные связи слабые (пациент разговаривает только с теми людьми, которые ему нравятся), круг интересов достаточно широк;
  • 2 стадия – эмпатия присутствует, но только к членам семьи, к окружающему миру и посторонним людям больной безразличен, ежедневно выполняет от 6 до 10 видов однотипных действий ритуалов;
  • 3 стадия – взрослый больной не реагирует на попытки родственников наладить с ним общение, заинтересовать его тем или иным действием, является замкнутым, имеет ограниченный круг интересов, не способен передавать своё настроение мимикой лица, либо же строить длинные монологи;
  • 4 стадия – в сочетании с выраженной замкнутостью и отсутствием способности к невербальной коммуникации, присоединяется физическая неуклюжесть, которая выражается в небрежности походки, краткосрочном и внезапном нарушении координации движений, сокрушении рядом находящихся предметов.

Во время проведения дифференциальной диагностики нет необходимости устанавливать стадию развития синдрома Аспергера. Большинство взрослых людей, страдающих от этого заболевания психики, уже имеют признаки 3-4 стадии расстройства личности.

Болезнь хроническая и начинается с раннего детского возраста, поэтому до момента полового созревания уже присутствует весь спектр поведенческих нарушений и физическая неуклюжесть.

Типы взрослых людей с синдромом Аспергера

https://www.youtube.com/watch?v=MNzNvDqxjCw

Всех пациентов, страдающих синдромом Аспергера, можно разделить на три группы, для каждой из которых характерны особенности поведения и схема лечения:

  1. Актер. Индивид, относящийся к этому типу, хотят иметь отношения с другими людьми. Стремясь к достижению желанной цели, они изучают социальные навыки здоровых людей и попросту их копируют. Окружающие практически не замечают отклонений в их поведении, поскольку «актеры» достаточно хорошо приспосабливаются к жизни.  
  2. Изгой. В эту группу включают взрослых людей с синдромом Аспергера, которые стремятся к межличностным отношениям, но испытывают трудности в поиске друзей, а также в поддержании дружеских связей. Это происходит из-за отсутствия социальных навыков. «Изгои» очень сильно хотят приспособиться к жизни, но у них не получается. Поскольку больные часто ведут себя некорректно и несколько чудаковато, то окружающие избегают строить с ними любые отношения. Среди  людей этого типа чаще всего встречаются депрессии, они сами ищут помощи в решении своих проблем.
  3. Одиночка. В эту группу входят пациенты, не желающие иметь межличностных отношений. Исключения составляют очень близкие люди, не представляющие опасности больному. «Одиночки» практически всегда выбирают только один вид одиночной деятельности. Их не интересует сексуальная сторона жизни, они очень редко заводят семьи, эмоционально холодны и отрешены. Такие люди не то чтобы совсем избегают общения, скорее они могут строить отношения с другими людьми на интеллектуальной или профессиональной основе, при этом избегая эмоциональной близости. «Одиночки» очень редко сами обращаются за специализированной медицинской помощью, поскольку их образ жизни не вызывает особых страданий. Если же, подобное происходит, то ведущую роль в лечении отводится психотерапии. Усилия врачей будут направлены на улучшение навыков взаимодействия, общения, а также формирование и усиление чувства собственного достоинства.

Независимо от особенностей проявления синдрома Аспергера, все страдающие им люди испытывают сложности в каждодневной жизнедеятельности. Довольно часто данный вид расстройства сопровождается депрессией, приводящей к возникновению суицидальных мыслей. Согласно статистике, риск самоубийства у взрослых людей с синдромом Аспергера намного выше, чем у больных другими видами психических расстройств. Ключевым фактором риска является именно депрессия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *